Общее·количество·просмотров·страницы

18 октября 2016 г.

Валдай Новгородская обл. *

Валдай. Захолустье

Алкора

(Путевые заметки от 11.10.14)

Пятнадцатый век. Два крестьянских двора,
Где Яков и Клим урожай собирали
В Селище Валдайском… Как будто вчера
Здесь всё началось. Захолустье. Едва ли

Отыщем следы летописных страниц
О скромном селенье на тракте почтовом.
Баранки купить у валдайских девиц
Усталые странники были готовы -

Красотки казну пополняли легко.
Мужчины ковали подковы и к ночи
Чинили повозки, под конной дугой
Валдайских отливок звенел колокольчик.

Здесь строили лодки для сплава по Мсте,
Дворы постоялые - каши да рыба
В дорожном трактире, на каждой версте
Обозы с поклажей и тройки на выбор…

Потом монастырь возвели на холмах
Средь глади озерной - малиновым звоном
Наполнилась пустынь, где тщился монах
Спасенье найти для души беспризорной…

Стал город уездным: царица указ
Такой подписала, а Глинка стихами
Прославил валдайских бубенчиков глас
На тройке почтовой в пути с ямщиками…

Сегодня Валдай удивительно тих:
Ряд низеньких изб в окружении сада,
Базарная площадь, где церковь стоит,
И добрые люди… - А что ещё надо?

Валдай

Александр Вайнерман

На небесах рай,
а на земле - Валдай.
        Патриарх Никон

Рай, конечно же, на небе,
Ну, а на земле - Валдай!
То ли правда, то ли небыль -
Сладкой жизни каравай!

По-над озером с рассветом
Заблестел в тумане храм.
В дымке золотого света
Солнце бьёт по куполам.

Над водой взлетели чайки
К кучерявым облакам.
И на сердце стало жарко,
И тесно в груди словам!

Это Иверской иконы
Святодухов монастырь.
И плывут над лесом звоны,
К Богу выстроив мосты!

Валдай

Александр Тебаев

Старая церковь стоит одиноко -
Редкий прохожий заглянет в неё,
Рынок на площади полон народу -
Тем, что торгует, не верит и пьёт.

Бабы в рядах на базаре сердиты,
Взглядом колючим проводят меня -
Все мы - буржуи, и все - недобиты,
Мы, городские, чужая родня.

Не безразличье на лицах - усталость,
Лет накопившихся тянется след,
Боль в близоруких глазах заметалась
Тенью забытых и будущих бед.

Мне продадут огурцы на базаре
И ухмыльнутся моей простоте,
Хохот на пристани в пьяном угаре,
Матом незлым поплывёт по воде.

Крылья, навстречу богатым и бедным,
Лебедем белым раскинуты вширь -
Молится, души спасая усердно,
Иверский, старый, мужской монастырь.

Валдай

Алексей Филимонов

Валдая непорочных колокольцев
мне слышен звон во тьме, издалека…
Я знаю - там проходят богомольцы
и песни ткут из лунного клубка.

И с берега таинственно, призывно
им откликается всевластный зов:
то колокола медленные взрывы
возносят в вечность стайку голосов…

Валдай

Валерий Недюдин

В краю озёр и кущ лесистых,
Есть дивный старорусский край,
Где колокольчик голосистый,
Звучит как музыка - Валдай!

По узким улицам неспешно,
Как сто прошедших лет назад,
Там бродит время безутешно,
Пытаясь что-то наверстать.

И купола церквей Христовых,
Горбатость древних мостовых,
Лишь подтверждают иллюзорность
Здесь, рамок жизни временных.

Как будто старых фотографий,
Открыт на улицах альбом,
Без пояснений, монографий -
В своём присутствии живом!

Валдай

Вероника Колязина

Валдай, Валдай... Духовный край!
К тебе опять всем сердцем я стремлюсь!
Здесь к Иверской иконе припадая,
Себя и всех в молитве вспоминая,
Слегка иной выстраиваю путь!
Прошу, люблю, всегда благодарю!
И слезы выстилают все пространство...
И времени меняя постоянство,
Судьбы виток немного тороплю...
Под Благодатью Матери Честной,
Здесь, как в Раю, душою отдыхаю,
И все тобой, Валдай мой, измеряю!
И песнь тебе хвалебную пою!
Над озером церквей раздольный звон,
И воды мерные и мудрые ласкают,
Те берега, что Ангел охраняет,
Где Благодать с Святым монастырем!
Где я люблю бродить чудесным днем,
Меж службами о будущем мечтая,
Присутствие Господне ощущая,
Моля его об этом и о том...
Здесь слышится дыхание небес,
И лес всегда столь радостный и чистый,
Стволы у сосен сказочно лучисты...
И чувствую - мой Ангел тоже здесь!

Золотой Валдай

Владимир Григин1

Стелилась синь по серебристым плесам,
Стелилась изумрудами в лугах.
Сиял мой Ильмень с пристанью из досок,
Я весь с тобой, Валдай мой, на устах!

Ах, осень золотится там на славу,
Бросает своим золотом в Ильмень.
Я с вами весь, я вас люблю по праву,
Я вам пишу про жизнь, про новый день!

Как осень Ваши слезы золотила,
Сияет синь над озером твоим.
Ах, сколько там журавликов носило,
Прощаясь с Вашим озером хмельным.

Хмельное твое озеро, ты знаешь?
Хмелеет все, природа в нем и я.
Приедешь к вам и в облаках витаешь,
От счастья только кружится земля.

Я падал с высоты в хмельные воды
И плавал там в своих волшебных снах.
Я молодым стою, не тратя годы,
Дарует… святорусская… земля!

Ах, осень заливает дар Валдая,
Сливая синь и золото с небес.
Какой здесь край! Такого я не знаю.
Ах, по Валдаю там могучий лес!

Стелилась синь по серебристым плесам,
Стелилась изумрудами в лугах.
Сиял мой Ильмень с пристанью из досок,
Я весь с тобой, Валдай мой, на устах!

Валдай

Гладь

Северный рай
Розовых зорек -
Чистый Валдай.
Пена узором
Ляжет на отмели край.

Рядом - столетние сосны,
Пахнет смолою янтарь.
Капают чистые слёзы –
Здравствуй, целитель Валдай!

Росок хрустальная россыпь
Ночью склонила осоку.
Лодка шуршит о причал.

Там, за песчаной косою
Розовый встал Иван-Чай.
Боже, какой он высокий!

Дали озёрные, ели
Сердце щемят, выручай!
Душу омоет в купели
Вложит в неё жемчуг веры
Озеро света - Валдай.

Валдай

Ева Ловьянова

Отвези меня на Валдай.
Там, где сосны дырявят небо,
Где сплетаются быль и небыль,
Где туманом укрыта даль.

Там закаты - брусничный сок,
Терпким дымом пахнет рассвет,
Там разлуки как будто нет,
И печали - водой в песок.

Там мы вместе опять - всерьёз.
Там звенящая тишина -
Пусть я ею напьюсь сполна,
Задавая немой вопрос.

И поверю в грядущий рай,
Лишь бы рядом - твоя рука...
Завтра будет потом. А пока
Отвези меня на Валдай.

Валдай

Екатерина Тамбовцева

Пускай звенит валдайский колокольчик,
Напоминая сердцу вновь
Тот город в синей дымке ночи,
Далёкий отблеск куполов
Монастыря, что удалялся
Под мерное шуршанье шин.
Автобус сонно так качался
И не хотел совсем спешить.
А мне хотелось по-щенячьи
Валяться в молодой траве,
И воздух мягкий и парящий
Спускался медленно с небес.

Дорожные заметки. Валдай

Елена Колесникова 6

То в овраг шоссе ныряет,
То бежит за неба край.
Тучи рваными клоками
Зацепились за Валдай.

Море в небе, в море едем,
Волны моют зеркала.
У машины на разбеге
Два серебряных крыла.

Видно, ангелом дорожным
Этот мокрый путь храним.
Между будущим и прошлым
В сером облаке летим.

Ах, дорога! Дождь ли, ветер
Или жаркий луч в глаза -
Манит скоростью и встречей
Расписная полоса.

За стеклом леса мелькают.
На пределе режем даль.
То в низину, то взлетаем -
Как мне нравится Валдай!

Валдай

Ирина Титаренко

Бесхитростно и мелодично,
Как в ручейке журчит вода,
Живёт без суеты столичной
Старинный городок Валдай.

В театре будто скоморошном
Сменяются картинки вновь,
В базарный день,
Как в давнем прошлом,
Кипит купеческая кровь.

Но солнце сядет, и на лица
Озёрный дух плеснёт тепла,
А в воду Иверский глядится,
В туман макая купола.

И воздух здесь такой привольный…
Судьбою имя угадай!
Ах, этот город колокольный -
Валдай-Валдай,
Валдай-Валдай…

Валдай

Ирина Титаренко

Так ненавязчиво шумит листва,
И рядом чей-то стрёкот постоянный.
От мыслей отдыхает голова.
Быть может, называется нирваной
Всё это на страницах Агни-Йоги,
Но мы с тобой совсем другие Боги –
Давай поищем русские слова.
Свободная от городских оков,
Я - босиком, травинки ноги колют,
И я иду по скошенному полю,
Вдыхая влажный запах облаков.
От синевы отвыкшими глазами
Молю: «Мой древний край, мне силы дай!»
Как правы те, что до меня сказали:
«На небе рай, а на земле Валдай!»

Валдайский колокольчик

Леди Дождик

Зазвенит валдайский колокольчик,
Заведёт любовный разговор -
Там, где песня льётся неумолчно,
Места нет для зла, обид и ссор.

Оберег от зависти и сглаза,
Звон его подобен серебру.
Издавна поёт одну он фразу:
«Я, кого люблю, того дарю…»

А ещё такая есть примета:
Чтоб невесте сохранить красу,
Надо к умыванью на рассвете
В колокольчик собирать росу.

О любви немало песен спето,
Лишь бы звон валдайский не затих.
Колокольчик - связь земли и света,
Вечная мелодия двоих.

Валдай

Михаил Кукулевич

Я буду снова ждать Валдая,
И ждать, чтоб юный голосок,
Над синим озером витая,
Ударил болью мне в висок.

Мне эта боль всего дороже:
Я чувствую, а значит - жив.
Мурашки пробегут по коже,
Растают в небе миражи.

И истиной первоначальной
Ночной откроется зенит,
И звук недолгий, звук печальный
Над черным лесом прозвенит.

Валдай

Наталья Горлина


Валдай, Валдай, люблю твой взгляд:
Дорог весёлое круженье,
И меж холмов столпотворенья
Озёр русалочий наряд!
Лугов ромашковый туман,
И своенравной Мсты теченье,
Рощ изумрудный сарафан,
И в полдень жаворонка пенье!
Твоих тенистых родников
Ольховый сумрак и прохладу,
И звон таинственных оков,
И щедрой осени награду.
И древних храмов дольний зов,
И пляс избушек деревенских,
И строгий лик твоих богов,
И светлый подвиг доли женской...

Валдай

Сергей Барлет

Я долго ждал того момента,
Когда асфальтовая лента,
Через леса, через поля,
К Валдаю приведет меня.
И вот Валдай передо мной
Своей раскинулся грядой.
Чредой лесов, озер и рек,
Неприхотлив, как человек.
Особенно здесь это видно,
И за людей мне тех обидно,
Что в деревнях, вокруг дороги,
Живут, протягивая ноги.
Другой и мысли не приходит,
Когда увидишь дом убогий
В котором люди те живут.
Какой там может быть уют?
Дома в деревнях покосились…
В дороге мимо проносились,
Дома - окошки в изразцах,
Строитель их уж в небесах.
И молча, он с небес взирает,
Как на Валдае умирает
Когда-то срубленный домок,
Тогда он был, как теремок.
Но пронеслись уже века,
А дом стоит еще пока.
В саду: картошка, три березы,
И даже куры нет безхозой.
Какой здесь может быть уют?
И то не дом уж, а приют!
Приют для нищих жителей -
Позор для их властителей!
Как можно было допустить,
Чтоб так Россию опустить?

Валдай

Таня Станчиц

А "На небе - рай, на земле - Валдай"...
Вот бы в озеро мне - бултых! - поплыть!
Древнерусский дух, новгородский край...
Отчего-то вдруг - захотелось жить!

А по озеру ходят уточки...
Серы уточки - и по бережку...
Позвоню тебе... Сердце туточки!
Не порань его... Бери бережно...

Зачерпну воды, и плесну в лицо -
Ох, и чистая! Ох, и тёплая!...
А ты знаешь - я... не ношу кольцо...
Потерять боюсь... Недотёпа я...

Заходила в храм, и крестилась - Ах!
Это в первый раз - некрещёная...
Улыбнулся нам молодой монах.
А мы строгие. Мы - смущённые...

Я вернусь домой... Закричу - встречай! -
Монастырский хлеб, да иконочки...
Там, на небе - рай, на земле - Валдай...
Правда ль - мы с тобой обр(у)(е)чённые?

Обр(у)(е)чённые - голубым дождём!
Белым облаком, незабудками!...
Далеко ль вдвоём?... Хорошо ль вдвоём?...
Породнились мы, брат, как будто бы...

Валдай

Шудский Павел

Вода холодная прозрачная,
Свинцовой наливаясь тяжестью,
Глядит в меня зрачками рачьими,
Или мне это только кажется?
Вода прозрачная холодная...
Валдай блестит осенней вывеской
Мирроточиво-богородною
Под куполами Свято-Иверской
Обители. Лежит вода,
Готовясь лед принять и сани.

Под древнерусскими лесами
И голубыми небесами
Лежит божественный Валдай.

Валдай. В Иверском монастыре

Алкора

Куда ни бросишь взор - седая древность,
Культурный слой почти за семь веков.
Недаром Штаты проявляют ревность
К богатствам русских: нас за дураков,
Видать, считают, хвастаясь величьем
Своей страны, а ей - лишь двести лет…

Пусть незатейлив край валдайский нынче,
Первосвятитель Никон был поэт,
Коль основал в таких местах обитель!
В честь Иверской иконы наречён
Соборный храм; с тех пор крещёный житель
Считал Святым валдайский водоём.

Забил источник, - исцелялся всякий,
Кто приходил с молитвой в этот край!
За пять столетий вера не иссякла,
Благочестивых так же манит Рай…
В монастыре спокойно и красиво.
Мир куполов, вселенской тишины
И стен белёных, каменных. - Россия
Вернулась к Богу, значит, живы мы.

Вот современный инок огороды
Вскопал усердно: овощи растит,
Созрела груша редкостной породы,
И бродят гуси стаей у ракит.
Жив монастырь: паломников встречает,
С любовью выпекает чёрный хлеб,
А в трапезной монашьей чашка чая
Дает живой пример духовных скреп…

Комментариев нет:

Отправить комментарий